ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Закупки привлекут инновации. Широко используемые понятия «инновационность» и «эффективность» наполняются реальным содержанием


За последние два года в России сформировался устойчивый тренд на развитие отечественного высокотехнологического производства. Этому способствовали снижение мировых цен на нефть – ключевого источника бюджетных доходов, и ухудшение отношений с Западом – основным поставщиком импортной инновационной продукции. Руководство страны пришло к выводу, что создание мощных не сырьевых источников роста экономики и внутренних надежных поставщиков высоких технологий является жизненно необходимой задачей. Важнейшими инструментами развития высокотехнологических (инновационных) российских производств должны стать госзаказ и закупки госкомпаний. Однако сказать проще, чем сделать. Расходовать большие средства на закупки отечественной продукции с малопонятными свойствами, за которые придется дополнительно платить, решится далеко не каждый. Да и требования действующего законодательства, и практика работы контролирующих закупки органов, не слишком способствуют выработке тех критериев оценки тендерных предложений, которые позволили бы отдавать предпочтение новым технологиям.

Закупки - двигатель инноваций


Обсуждению возникших проблем была посвящена II Всероссийская конференция «Инновационные закупки», прошедшая в Москве в апреле. В рамках форума прозвучал целый ряд интересных предложений по модернизации закупочной системы, направленной на стимулирование заказа инновационной продукции. Среди участников конференции распространялись методические материалы, призванные помочь компаниям в разработке критериев отнесения продукции к инновационной (высокотехнологической), а также в оценке стоимости всего жизненного цикла закупаемой продукции и эффективности закупки. Данные материалы были разработаны в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 373-р «Об утверждении плана реализации в 2015–2016 гг. Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.». А основой для выработки рекомендаций послужил анализ позитивного внедрения инноваций в госкомпаниях. Напомним, что упомянутая Стратегия инновационного развития была принята еще в конце 2011 г., но с учетом сформировавшегося в последние годы тренда на модернизацию отечественного производства ее значение существенно возросло. Ниже мы расскажем об основных предложениях, содержащихся в упомянутых методических документах. Отметим, что они не носят обязательного характера, по крайней мере сейчас, однако могут послужить хорошим ориентиром для заказчиков, намеренных внедрять инновационные решения.

Активное участие в работе конференции также приняли эксперты Агентства инноваций города Москвы, которые участвовали в пленарных заседаниях и в работе трех отраслевых дискуссионных площадок – «Транспортная инфраструктура и связь», «Топливно-энергетический комплекс» и «Машиностроение». Кроме того, Агентство инноваций обеспечило возможность бесплатного участия в конференции для семи московских компаний, чья продукция получила высокие оценки от представителей городских органов исполнительной власти. Это компании ЗАО «Нордавинд», ООО «НПК Техновотум», ООО «Тайтэн Пауэр Солюшн», ООО «Эколайт», АО «Даймонд», ООО «Норвикс-технолоджи» и АО АХК «ВНИИМЕТМАШ». Напомним, что обеспечение доступа высокотехнологических разработок к госзаказу является приоритетной задачей городского Агентства инноваций.

Главный критерий - эффективность

Первый из предложенных участникам конференции документов – методические материалы по разработке положений о порядке и правилах внедрения товаров, работ, услуг, относящихся к инновационной (высокотехнологической) продукции. Он устанавливает общие принципы для выработки госкомпаниями своих внутренних документов (положений), регулирующих закупки и внедрение инноваций. Соответствующее положение (а также изменения к нему) предлагается публиковать на официальном сайте компании заказчика. Заслуживает внимания данное в методических материалах определение инновационной продукции. Так называются товары, работы, услуги, использование которых обеспечит существенное повышение эффективности решения производственных и иных задач заказчика за счет: 1) новых или существенно измененных свойств продукции; 2) применения в производстве новых или измененных материалов, оборудования, технологий, организационных процессов, приводящих к существенному снижению стоимости. Под инновационным решением в документе понимается повышение эффективности решения задач заказчика за счет использования: 1) инновационной продукции; 2) новых способов применения продукции (необязательно инновационной). Таким образом, главным критерием инновационности становится повышение эффективности.

В документе даются рекомендации по основному содержанию упомянутых положений. В частности, в них должны быть прописаны: порядок внедрения инновационных решений; порядок предоставления информации о перспективных потребностях заказчика в инновациях; механизм сбора информации об инновационных решениях; правила планирования, подготовки и проведения закупок инноваций. В положении должны быть оговорены особенности закупки высокотехнологической продукции. Речь, в частности, идет об использовании таких тендерных процедур, которые позволят уточнять требования к предмету закупки (многоэтапные конкурсы). Кроме того, отмечено, что при закупке инноваций целесообразно включать в документацию требования о предоставлении образцов продукции, проведении ее испытаний в присутствии представителей заказчика, применении критериев оценки, связанных со стоимостью всего жизненного цикла использования продукции, заключении сложных договоров, таких как контракт жизненного цикла и т.д. В дополнение к этому положение должно содержать порядок установления целевых показателей внедрения инноваций и правила, на основе которых анализируются результаты их применения. Кроме того, премии и иные выплаты сотрудникам заказчика, ответственным за внедрение инноваций, предлагается сделать зависящими от степени достижения упомянутых целевых показателей.

Методики оценки

Итак, ключевым критерием для инноваций становится эффективность. Но не получится ли так, что мы определим одно неизвестное через другое неизвестное? Ведь об эффективности в настоящее время можно сказать следующее: о ней говорят все, но никто не может четко сформулировать, что же это такое. В методических материалах по оценке эффективности закупок предлагается вариант ответа на этот вопрос применительно к закупочной сфере. Метод расчета очень простой. Показатель эффективности закупки (ЭЗ) считается равным ((ПС – ФС) / ПС) * 100%, где ПС – прогнозная величина стоимости затрат на приобретение и применение продукции, а ФС – фактическая величина стоимости указанных затрат. Из приведенной формулы видно, что показатель эффективности является не отрицательным, только если ФС <= ПС. В случае если ФС > ПС, закупку предлагается считать неэффективной. Кроме того, закупка признается неэффективной, если она не позволила решить ту задачу, для которой проводилась. Это может произойти по одной из трех причин: 1) закупка признана несостоявшейся; 2) заказчик допустил ошибки при формировании требований к продукции или к условиям исполнения договора; 3) поставщик не исполнил договор (или исполнил не надлежащим образом).

Итак, понятия «неэффективной закупки» и «показателя эффективности» наполнились конкретным содержанием. Однако, чтобы воспользоваться формулой, на практике надо уметь рассчитать ПС и ФС. Как это сделать? Здесь все зависит от того, что именно закупается. Все возможные предметы заказов предлагается разделить на три категории: простые операционные закупки, сложные операционные закупки и проектные закупки. К первой категории отнесена продукция, не требующая дополнительных затрат на хранение, эксплуатацию и утилизацию (либо такие затраты пренебрежимо малы); то есть здесь все определяется ценой покупки. Ко второй категории отнесена продукция, для которой затраты на хранение, эксплуатацию и утилизацию значительны; здесь важна не только цена покупки, но и правильно оцененная стоимость всего жизненного цикла использования. Наконец, к третьей категории отнесен заказ проектов, направленных на создание или изменение продукции, производимой заказчиком, а также его материальных или нематериальных активов. В первом случае способ оценки эффективности очень простой. ПС считается равной сумме начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и затрат на проведение процедуры закупки. Поскольку затраты на проведение тендера, как правило, пренебрежительно малы, в сравнении с его НМЦК, то ЭЗ примерно равна ((НМЦК – ЦК) / НМЦК) * 100%, где ЦК – цена заключенного контракта. То есть, если в ходе торгов НМЦК удалось снизить на 10%, то показатель эффективности получится также около 10%. Напротив, если речь идет о проектных закупках, то никаких общих методов оценки не предлагается: здесь все будет определяться в индивидуальном порядке в процессе разработки проекта. Об оценке эффективности закупок второй категории поговорим ниже.

О контрактах жизненного цикла

Перейдем к последнему документу – методическим рекомендациям по применению оценки стоимости жизненного цикла при закупке инновационной (высокотехнологической) продукции. Под жизненным циклом в документе понимается совокупность этапов создания (приобретения), эксплуатации и утилизации продукции, установленная заказчиком или предложенная участником торгов. На этапе подготовки к закупке заказчик должен разработать подробное описание жизненного цикла для конкретного продукта. Он может сделать это как собственными силами, так и с привлечением внешних экспертов или даже с помощью организации публичного обсуждения. Рекомендуемый вариант – сначала разработать предварительное описание жизненного цикла инновационного продукта, а затем доработать его в рамках публичных слушаний. В подробное описание жизненного цикла могут войти следующие этапы: закупка продукции; приобретение прав на владение (пользование); доставка до места хранения или эксплуатации; хранение; подготовка к эксплуатации (самой продукции и персонала); эксплуатация; сервис; утилизация; иные этапы, определяемые спецификой закупаемого товара, работы или услуги.

В приложениях к документу приведены примеры формы описания жизненного цикла и формулы расчета его стоимости. Последняя достаточно громоздка; ее обсуждение больше подходит для специализированной литературы. Мы лишь отметим, что, поскольку расчет ведется на длительный период времени, формула учитывает показатели дисконтирования и инфляции. При этом однозначный метод определения инфляции не приводится. В методических материалах сказано, что она рассчитывается как среднее арифметическое инфляции трех последних лет, а также с учетом прогнозов Минэкономразвития РФ. Как считать, если инфляция за прошлые годы и прогноз будущей инфляции от Минэкономразвития сильно разняться, не совсем понятно. Между тем надо отметить, что в целом ряде развитых стран критерии, связанные со стоимостью жизненного цикла, уже давно применяются в рамках тендерных процедур. Поэтому разработка и внедрение подобных критериев в нашей стране представляется вполне решаемой и перспективной задачей.


Назад в раздел