ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Обновленная экономика. Какие производства нужны современному городу


Какие производства нужны сегодня такому мегаполису, как Москва? Как обновить экономику города? Об этом на Московском международном урбанистическом форуме – 2017 говорили представители производственной отрасли, исполнительной и законодательной ветвей власти и общественных объединений. Тема панельной дискуссии – «Обновление экономики. Как правильно вывести производства за пределы города». Однако многие выступающие отмечали: вопрос не в том, чтобы оставить город без производственных площадок, а в том, как сделать московскую промышленность современной – технологичной и экологичной.

Жизнь не раз доказывала, что для формирования устойчивой экономики нужны именно промышленность, производства, которые создают различные товары и продукты. В последнее время многие государства и отдельные предприниматели как будто забыли об этом, сосредоточившись на финансовых операциях. И это привело к тому, что экономики таких стран ослабли, чтобы удержать их на плаву, нужны все большие подотчетные территории, что и создает сегодня напряжение в геополитике.

Московский хит

– Промышленные производства, безусловно, должны в городе быть, другое дело – какая это экономика, – считает член экспертной группы по разработке инвестиционного климата города Москвы Татьяна Голодец. – Бездумный вывод производств за пределы города может обернуться проблемами. Высвобождаются люди, которые не имеют достаточной квалификации для того, чтобы заниматься более инновационным трудом, высвобождаются большие территории, с которыми надо что-то делать. То есть подходить ко всему надо аккуратно, принимать продуманные решения.

У Москвы в этом плане меткое попадание. У нее богатый опыт вывода предприятий за пределы города. Об этом напомнил участникам дискуссии президент Московской торгово-промышленной палаты, депутат Мосгордумы Владимир Платонов. Он отметил, что еще в 1970 году на заседании Совмина СССР обсуждались вопросы вывода вредных производств из города. В 1971–1985 годах по принятой программе было ликвидировано, переоборудовано или выведено из города 185 промышленных объектов с общей численностью 20 тыс. работающих человек. К 1985 году в Москве оставалось еще 273 предприятия, признанных экологически вредными и непрофильными.

– Сегодня в городе вообще нет вредных производств, – сказал Владимир Платонов. – Этому еще с конца 80-х годов способствовал тот факт, что ликвидировались или переоборудовались не московские предприятия, а ведомственного подчинения – различных министерств. Что же касается городского хозяйства и городского вклада… Можно вспомнить, что мы вывели в Смоленскую область завод «Серп и молот». Сегодня это предприятие, которое эффективно работает на экономику страны. И таких примеров немало. Эта работа проводилась в рамках Генплана 1999 года. Детальный план с соответствующим постановлением Правительства о выводе промзон из города был разработан в 2004-м. Сейчас работа, которая проводится в Москве по данной проблеме, осуществляется на основании Закона города Москвы от 7 октября 2015 года № 55 «О промышленной политике в городе Москве». В него в 2016 году были внесены существенные изменения, которые ввели стимулирование льготами по налогообложению тех предприятий, которые уже работают в городе, которые создаются вновь, которые развиваются. Минимальный пакет условий для них – работа «в белую» и соблюдение экологических норм. Это уже дает несколько процентов льгот по налогообложению. А вообще, можно получить льготы по налогам от 17 до 25% – в зависимости от того, какая продукция выпускается, находится ли объект в промзоне и как это увязывается с той экономической политикой, которую проводит город. Сегодня на территории Москвы осуществляют деятельность 30 промышленных комплексов и 30 технопарков: это 1500 резидентов и 41 тысяча рабочих мест.

Сегодняшний день столичной отрасли

– Правительство Москвы уделяет сегодня особое значение развитию промышленности в городе, – отметил заместитель руководителя столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Артемов. – Яркое тому доказательство – цифры, которые приведу. За последние несколько лет в городе создано более 700 новых производств – высокотехнологичных, инновационных, экологичных. Это такие производства, которые позволяют обходиться минимальной санитарной зоной или вообще без нее. Кроме того, на таких производствах средняя зарплата выше, чем в отрасли, фонд оплаты труда на гектар тоже выше среднего. Такие предприятия город поддерживает разными способами.

По словам чиновника, современным производствам присваивается статус технопарков, их в Москве на сегодня уже 30. Для них применяются нулевой налог на имущество, практически нулевые арендные ставки за землю или земельный налог (если участок в собственности), сниженная ставка налога на прибыль. То есть город демонстрирует, что его экономике промышленность, безусловно, нужна, просто несколько в другом формате, чем в прежние годы. При этом в Москве продолжают работать более 30 промышленных комплексов. Это такие классические предприятия, как хлебозавод, мясокомбинат, фармацевтическое производство. Здесь нет арендаторов, как в технопарках, но эти классические предприятия тоже имеют льготы по имуществу, земельным платежам и налогу на прибыль.

– В качестве поддержки промышленных предприятий очень
серьезное, на мой взгляд, решение приняло Правительство Москвы совместно с комплексом градостроительной политики и строительства о том, что на всех промпроизводствах города плотность на гектар будет составлять от 15 тыс. кв. м, – отметил Алексей Артемов. – Теперь предприятию не нужно доказывать необходимость и важность строительства объектов на своей территории: есть минимальный установленный критерий. Собственники и менеджеры могут теперь по-иному взглянуть на то, как жить и развиваться дальше в той промзоне, где они находятся. Также мы выплачиваем субсидии предприятиям: например, за лизинг. Департамент субсидирует процентные ставки по кредитам на покупку оборудования для модернизации производства. По принципу подобной федеральной структуры в городе есть фонд поддержки промышленности, откуда выделяются средства под 5% годовых сроком на 5 лет.

По информации Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, в городе сегодня 208 промзон и 83 промышленные территории. Городские власти знают, что некоторые промзоны находятся сейчас в достаточно плачевном состоянии, там есть ветхие и аварийные строения. Для того чтобы работать с ними в рамках развития территории совместно с федеральными структурами, были внесены изменения в Градостроительный кодекс, приняты соответствующие нормативные акты.

Инвестиционная привлекательность

В Москве есть еще одна структура, которая призвана заниматься вопросами городской экономики. Это ГБУ «Городское агентство управления инвестициями». Оно было создано для продвижения инвестиционных возможностей, преимуществ и достижений Москвы, повышения инвестиционной привлекательности городской инфраструктуры и совершенствования инвестиционного процесса.

– Москва – город с большим сектором торговли и услуг, но это традиционно и промышленный центр, – говорит генеральный директор ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» Леонид Кострома. – Причем сегодня столичная промышленность адаптировалась к современным условиям, стала конкурентоспособной не только в масштабах нашей страны, но и на мировой арене. Наши специалисты регулярно проводят мониторинг порядка 1300 московских предприятий. Согласно этим исследованиям, в I квартале 2017 года примерно 40% этих предприятий являлись экспортерами своей продукции. Особый упор делается на фармацевтику, дорожную технику и т.д. Что касается в целом занятости в промышленном секторе: только в обрабатывающей промышленности работают примерно 600 тыс. человек. Это 8% от общей занятости в Москве с неплохими средними зарплатами.

Еще один важный фактор, который отметил Леонид Кострома, – Москва стимулирует не только производство, но и сбыт продукции, которая производится на ее территории. Практикуются также офсетные сделки – договора с встречными инвестиционными обязательствами.

– Москва сама является крупным закупщиком товаров и услуг мирового уровня, – подчеркнул Леонид Кострома. – Так, в 2016 году город закупил товаров и услуг на 550 млрд руб. Это очень значимая цифра. Сейчас еще благодаря нашим коллегам федерального уровня появился такой инструмент, как долгосрочные закупки. Суть их в том, что город заключает, например, долгосрочный контракт на 10 лет на поставку товара, а взамен инвестор должен в первые несколько лет локализовать производство этого товара на территории субъекта РФ.

В ходе дискуссии обсуждались такие механизмы для поддержания современных производств, как статус особой экономической зоны. Таковой статус имеет сегодня Зеленоград, где активно развиваются территории, кластеры для высокоплотных производств. Недавно статус особой экономической зоны был присвоен технополису «Москва».

Все эти меры позволяют говорить о том, что город идет по правильному пути обновления экономики. Потому что нет экономики без промышленности, без производства. Но в большом и густонаселенном городе это должны быть современные предприятия, которые создают инновационные рабочие места, а не проблемы для экологии и здоровья горожан.


Назад в раздел