ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Проекты. Минздрав РФ предлагает изменить систему закупок иммунопрофилактических препаратов и жизненно необходимых лекарств


Министерство здравоохранения Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение проект закона «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Действующие правила


Статья 30 вышеназванного закона – об участии в закупках субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. На законодательном уровне госзаказчиков обязали осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

Такое правило было узаконено в рамках поддержки на государственном уровне субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Понятно, что возможность участвовать в государственных и муниципальных закупках – большое подспорье для представителей МСП. Причем поддержка здесь не просто ради поддержки, а именно для того, чтобы качественная продукция малых предприятий могла выходить на рынок.

Проводить госзакупки у малого бизнеса можно разными способами. Во-первых, это открытые конкурсы, электронные аукционы, двухэтапные конкурсы, запросы котировок и т.д., в которых участниками закупок являются только субъекты МСП. Причем начальная цена контракта не должна превышать 20 млн руб.

Второй вариант – осуществление закупок с учетом ч. 5 ст. 30. Согласно ей, заказчик в извещении о закупке может указать требование к поставщику, который не является субъектом малого и среднего предпринимательства, чтобы тот привлек к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов МСП или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Напомним: при определении объема закупок, предусмотренного ч. 1 ст. 30, Закона № 44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок (СГОЗ) не включаются закупки:

- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- услуг по предоставлению кредитов;

- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

- работ в области использования атомной энергии. Также в совокупный годовой объем закупок не включаются закупки, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

В чем фишка?

И вот теперь Минздрав предлагает вариант, который, на взгляд разработчиков, усовершенствует процедуру закупок жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также препаратов для иммунопрофилактики. Авторы идеи напоминают: государством препараты для иммуно-профилактики закупаются в соответствии с календарем профилактических прививок.

В прошлом году объем закупленных за бюджетные средства жизненно необходимых и важнейших лекарств (это препараты для больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также для лиц после трансплантации органов и (или) тканей (дорогостоящие лекарственные препараты) и лекарственных средств для иммунопрофилактики составил 44,1 и 10,2 млрд руб. (или 83,2% и 10,2%), соответственно, от общего объема бюджетных лимитов Минздрава РФ на закупку всех необходимых товаров, работ и услуг.

В частности, в прошлом году проведено 75 госзакупок дорогостоящих препаратов, в основном у крупных поставщиков – ПАО «Фармимэкс», ЗАО «Р-Фарм», ООО «МЕДИПАЛ-ОНКО», ЗАО фирма Центр внедрения «ПРОТЕК», ПАО «Фармстандарт», ЗАО «РОСТА», ООО «Тева», ФГУП «ПИПВЭ им. М.П. Чумакова», ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России, АО «Национальная иммунобиологическая компания», ООО «НПО Петровакс Фарм» и др. Если бы при этих закупках учитывались требования об осуществлении закупок у МСП в размере 15%, то Минздраву в 2015 году пришлось бы проводить более 300 электронных аукционов.

Кроме того, разработчики поправок опираются на тот факт, что субъекты МСП практически не принимают участия в закупках иммунобиологических препаратов для прививок. Дело якобы в том, что у препаратов для иммунопрофилактики короткий срок годности, очень жесткие условия технологии производства и доставки. У производителей и поставщиков таких препаратов должны быть достаточные производственные площади, особое оборудование и т.д. Далеко не все субъекты МСП, работающие в сфере производства и поставки лекарств, имеют соответствующие технические возможности для производства и хранения «капризной» продукции и должным образом подготовленный персонал. А потому закупка таких медпрепаратов у субъектов МСП может приводить к необоснованному увеличению сроков определения поставщиков и даже к срывам закупок. Дескать, именно поэтому в период действия отмененного ныне закона № 94-ФЗ иммунопрофилактические препараты были исключены из списка товаров, работ и услуг, которые поставлялись субъектами МСП.

Но не слишком ли резкие решения предлагают авторы законопроекта из уважаемого ведомства? Ведь в той же Москве около 20 предприятий фармацевтической отрасли, которые работают в том числе в рамках реализации политики импортозамещения лекарств. И среди них не только крупные, но и средние предприятия. Но продукции даже всех этих предприятий недостаточно, для того чтобы полностью прекратить в регионе зависимость от импорта, обеспечить полную национальную безопасность в этой сфере. Исключить из процесса поставок для государственных и муниципальных нужд субъекты МСП – не значит ли это ухудшить обеспечение медпрепаратами за счет собственных ресурсов?

Мнение экспертов

– Такие поправки нужны в тех сферах деятельности, где реально малому и среднему бизнесу нечего делать, – говорит заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Николай Баранов. – Тем более что получается, на мой взгляд, определенный диссонанс: с одной стороны, законодательно навязываем госзаказчикам требования о необходимости размещаться у таких предприятий, с другой стороны – невозможность привлечь субъекты МСП и исполнить квоту. Что касается непосредственно Москвы, то, по моему мнению, надо, чтобы госзаказчики (может быть, и небезызвестная Корпорация МСП) мониторили эти вопросы и делали аналитику для открытого доступа о привлечении малых и средних предприятий к закупкам. Выявляли те сферы, о которых я сказал выше. Тогда можно делать выводы об участии предприятий МСП.

По мнению президента Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александра Саверского, надо понимать, что здесь ключевая проблема в том, что мы покупаем в данном случае не технику или мебель, а лекарства.

– Немного отклонюсь от непосредственно обсуждаемого вопроса и скажу в целом о проблеме. Она, на мой взгляд, в том, что иногда больным приходится лечиться не теми препаратами, которые выписал врач, а теми, что есть в рамках госзакупок. Мы в определенной степени учимся, как экономить на закупках. А лечить как? Причем надо понимать, что вовремя принятая гражданином реально эффективная таблетка приносит на 1 рубль 7 рублей экономии. Потому что во время полученное лекарство может избавить от необходимости уходить на больничный, ложиться в стационар и т.д.

Свое мнение высказали и представители МСП:

– Сегодня, на мой взгляд, еще рано давать оценку – насколько хорошей или плохой окажется такая идея, – говорит исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма», член правления Некоммерческого партнерства «Объединение предпринимательских организаций России» (НП «ОПОРА») Дмитрий Целоусов. – Во всяком случае, ситуация будет стремиться к той, что складывается сегодня, пока малый и средний бизнес не будет заинтересован в ином. А малое предпринимательство, по моему мнению, пока не готово работать по таким схемам, хотя бы потому, что при производстве препаратов для иммунопрофилактики и лечения редких заболеваний необходимо иметь куда большие обороты, чем те, которыми располагают ныне субъекты МСП. В соответствии со своим статусом я должен поддерживать малое предпринимательство, но в данном случае считаю, что здоровье людей куда важнее, что будет лучше помочь пациентам, а не бизнесу, конкретным его субъектам в получении денег.

Ну, что же, общественное обсуждение проекта закона продолжает играть важную роль. Эта процедура позволяет понять, насколько актуальны те или иные инициативы и законопроекты, услышать справедливые замечания и конструктивные предложения.


Назад в раздел