НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Самый амбициозный проект. Строительство метрополитена – на особом контроле властей города


Третий пересадочный контур (ТПК) относится, пожалуй, к одному из самых амбициозных проектов в развитии транспортной инфраструктуры столицы. Основная его идея – разгрузить центр города. Сейчас работы в самом разгаре, но контуры будущего объекта уже намечаются.

Хорошего понемногу


Согласно планам столичных властей, ТПК будет сдаваться очередями. В настоящий момент самые активные работы ведутся на участке от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк».

– Третий пересадочный контур – самая масштабная стройка в истории метростроения Москвы. Протяженность нового кольца составляет около 60 км. Строительство ведется в сложных геологических условиях, под действующим мегаполисом с большим количеством коммуникаций и дорог. ТПК станет новым подземным кольцом метро, а Московское центральное кольцо, или МЦК, – наземной кольцевой линией метро, – сказал Мэр Москвы Сергей Собянин.

Ранее заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что участок ТПК от станции «Деловой центр» до «Петровского парка» планируется запустить до конца 2016 года.

Слова заммэра подтверждают и специалисты. Участок готов почти на 80%, об этом сообщил заместитель генерального директора компании «Ингеоком» Юрий Гаврилин. Основные строительные работы здесь завершены. Ведется отделка станций, наладка и монтаж инженерных систем, – сказал Юрий Гаврилин. Он отметил, что основные сложности по строительству этого участка были связаны с его расположением в условиях плотной городской застройки.

Но трудности преодолены, и строители вышли на завершающий этап. Так, на станции «Петровский парк» уже началась архитектурная отделка.

– Для декорирования стен используется мрамор, а на колонны монтируется карельский гранитный камень «Сопка Бунтина», – сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. Колонны будут окрашены в зеленый цвет, это зрительно свяжет «Петровский парк» со станцией «Динамо» Замоскворецкой линии.

Переход между станцией «Динамо» Замоскворецкой линии метро и станцией «Петровский парк» ТПК откроется в 2017 году. До его открытия пассажиры смогут переходить с одной станции на другую по земле и бесплатно. В настоящее время работы на строительстве перехода идут полным ходом.

На станции «Нижняя Масловка» также приступили к сооружению перехода на станцию «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Работы завершатся в 2017 году, сообщил Андрей Бочкарев.

– «Нижняя Масловка» – единственная станция глубокого заложения в составе первого участка ТПК, – напомнил Андрей Бочкарев.

Как неоднократно говорили в Правительстве города, открытие только первого участка ТПК позволит значительно улучшить транспортную ситуацию для жителей четырех районов столицы – Хорошевского, Аэропорта, Тимирязевского и Савеловского. В настоящее время в этих районах не так много станций метро, поэтому жителям приходится пользоваться наземным транспортом, что создает дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть. Кроме того, первый участок ТПК значительно усовершенствует транспортное обслуживание делового центра «Москва-Сити».

– «Более 250 тысяч горожан получат возможность планировать новые маршруты поездок на метро, минуя центр города и сокращая время в пути, – сказал Марат Хуснуллин.

ТПК представляет собой новую стратегию развития метро. В настоящее время огромное число жителей едет в центр до Кольцевой линии метро и дважды делает там пересадку, чтобы доехать до нужной станции на соседней радиальной линии. Тем же путем пассажиры возвращаются обратно. С пуском второго кольца жителям не придется ехать в центр для пересадки.

Новые горизонты

Всего же на первом участке ТПК разместятся шесть станций. Кроме уже упомянутого «Делового центра» и «Петровского парка» на линии появятся станции «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Нижняя Масловка». Ожидается, что станция «Нижняя Масловка» будет открыта для пассажиров в 2018 году.

Общая протяженность ТПК составит 61 км. Всего на данном контуре разместятся 28 станций. Запланировано 17 пересечений с радиальными ветками метро, семь пересечений с радиальными линиями железных дорог и два с МЦК.

Строительство метро – процесс постепенный. Поэтому уже объявлен конкурс на поиск подрядчика для строительства станций метро «Ржевская» и «Шереметьевская», входящих во второй этап строительства ТПК. Это уже вторая попытка найти исполнителя этого государственного контракта. Как следует из объявления, размещенного на сайте госзакупок, начальная (максимальная) цена контракта составляет 24,8 млрд руб. Работы планируется завершить 31 декабря 2019 года, итоги конкурса подведут 6 декабря 2016 года. Ранее «Мосинжпроект» уже объявлял тендеры на строительство указанных станций, максимальная цена контракта в мае составляла 18,89 млрд руб., окончание работ планировалось в августе 2018 года. Однако впоследствии условия и сроки были пересмотрены.

В 2015 году Марат Хуснуллин сообщил, что станции «Ржевская» и «Шереметьевская» будут строиться по так называемому «мадридскому» методу. Кроме них, похожим методом будут построены еще восемь станций столичной подземки. Суть нового для Москвы метода заключается в том, что, если сейчас строители строят два тоннеля, а платформа размещается между ними, то при «мадридском» методе прокладывается только один тоннель, но с двумя платформами, расположенными по бокам.

В чем-то этот метод схож с теми, которые применялись на заре строительства столичного метро. Если, например, проехаться по центральной части Сокольнической линии, то можно увидеть, что поезда следуют по одному тоннелю. Правда, платформа в этом случае все равно имела островное (центральное) расположение.

– В настоящее время уточняется возможность строительства отдельных участков Третьего пересадочного контура метро в виде двухпутных тоннелей. Предварительно могу сказать, что тоннелем большого диаметра будет построен западный участок второго кольца, – рассказал Андрей Бочкарев.

Он отметил, что перед метростроителями стоит задача до конца 2019 года выполнить две трети всех работ по строительству ТПК.

Главными достоинствами «мадридского» метода являются низкая стоимость и скорость строительства. В самом Мадриде таким способом с 2004 по 2007 год было построено 80 станций. На тот момент это было самое быстрорастущее метро в мире.

Теперь аналогичные задачи стоят перед Москвой. По словам Сергея Собянина, основной объем работ по строительству ТПК завершится «в ближайшие пять-шесть лет». Марат Хуснуллин в октябре текущего года взял на себя повышенные обязательства и объявил, что ТПК замкнется уже через четыре года, т.е. в 2020 году.


Назад в раздел
МОЭСКМосводоканалМИЦИНА
ПНСШколаРоссийский