ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Первым делом – дороги. В столице активно возводятся магистрали, тоннели и эстакады


Дорожное строительство по-прежнему находится в приоритете у столичных властей. Сейчас в городе реализуется сразу несколько крупных проектов в области создания дорожной инфраструктуры. Возводятся и проектируются магистрали, мосты и небольшие улицы. Все это должно помочь в будущем разгрузить Москву от пробок.

Новое кольцо

Столице категорически не хватает дорог. Протяженность всех улиц, магистралей и проездов Москвы составляет всего лишь 3600 км, что для такого мегаполиса просто ничтожно мало. Обеспеченность российской столицы улично-дорожной сетью в два-три раза ниже, чем у любого другого мегаполиса мира. В среднем площадь территории Москвы, которую занимают дороги, всего 8%, на периферии показатели снижаются до 2–3% при европейской норме 15–20%.

То же самое можно сказать и о количестве автомобилей. В Москве оно также крайне невелико. Всего лишь чуть более 300 на 1000 жителей. При этом в Европе этот показатель в два раза больше. В США же на 1000 человек приходится более 800 автомобилей.

Совершенно очевидно, что эту ситуацию необходимо исправлять. Выход тут может быть только один. Необходимо строить больше дорог. Потому что дороги – это кровеносные сосуды города. Экономическая активность возникает там, где есть дорога и движение по ней.

Москва и в силу своих размеров, и в силу своей планировки никогда не станет городом для пешеходов. Пешеходные зоны могут быть в центре, но на периферии города без активного возведения магистралей не обойтись.

Именно поэтому объемы строительства дорог в Москве сейчас одни из самых высоких в мире и уступают только китайским мегаполисам, власти их снижать не намерены.

– Дорожное строительство по-прежнему остается приоритетом. На эти цели выделяется значительная часть всей Адресной инвестиционной программы (АИП). В этом году расходы на строительство и реконструкцию дорог выросли в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом и составляют 150 млрд рублей, – сказал Марат Хуснуллин.

Согласно планам городских властей, в 2017 г., в Москве будет построено 103 км дорог. Прошлый год стал рекордным для Москвы по вводу дорожных объектов – строители сдали 101 км дорог и 45 транспортных сооружений.

Всего с 2011 г. в Москве построено 527 км дорог, включая 162 транспортных сооружения.

– За первый квартал 2017 года введено четыре искусственных сооружения – это эстакады и подземный пешеходный переход. В конце января мы открыли движение по путепроводу через пути Курского направления МЖД на железнодорожном переезде в городе Щербинка, – рассказал руководитель Департамента строительства Андрей Бочкарев.

По словам чиновника, также получено разрешение на ввод в эксплуатацию двух эстакад на участке реконструкции Мосфильмовской улицы с ее продлением от Минской улицы до Аминьевского шоссе. Также разрешен ввод эстакады на участке производства работ первого этапа реконструкции Калужского шоссе в районе поселка Сосенки.

В строительство дорожных объектов в 2017 г. инвестировано порядка 150 млрд руб. Но пик ведения объектов дорожной инфраструктуры пришелся на День города.

Хорды и рокада

Среди самых знаковых объектов, которые полностью или частично будут введены в городе, – хордовые магистрали. К концу 2017 г. будут готовы отдельные участки Северо-Западной и Северо-Восточной хорд.

Северо-Западная хорда пройдет от Сколковского до Ярославского шоссе и свяжет районы Западного, Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного округов Москвы. Реконструированная Большая Академическая улица вместе с Алабяно-Балтийским тоннелем сформировали основную часть Северо-Западной хорды, которая в районе Дмитровского шоссе примкнула к Северо-Восточной хорде и через Бусиновскую развязку получила выход на новую трассу в сторону Шереметьево.

Михалковский тоннель, который строили «миланским» способом, когда строители возводят стены тоннеля и укладывают перекрытия, по которым сразу же восстанавливается автомобильное движение, позволил убрать светофор на пересечении Большой Академической и Михалковской улиц. При строительстве тоннеля подобным образом было создано минимум неудобств для движения транспорта по соседним улицам.

В настоящий момент запущено движение по эстакаде на пересечении Сколковского шоссе с ул. Вяземской и Витебской, а также по разворотной эстакаде с ул. Рябиновой и мосту через реку Сетунь.

Также сдан в эксплуатацию автомобильный путепровод через пути Киевского направления Московской железной дороги (МЖД), который соединил Рябиновую улицу и Мичуринский проспект.

Даже частичный запуск Северо-Западной хорды привел к тому, что нагрузка на отдельные улицы центральной части города снизилась на 15%. Помимо этого, возросла скорость движения автомобилей на отдельных участках основных магистралей города, разгрузились Третье транспортное кольцо (ТТК), МКАД, Садовое кольцо, Ленинградское и Волоколамское шоссе, а также другие магистрали. Возросла связанность между северо-восточными и юго-западными районами столицы.

Еще одним крайне важным объектом для города является Северо-Восточная хорда. Другое название этой магистрали – Северная рокада. Она соединит по периферии юго-восток и север Москвы (самые густонаселенные районы). Ее начали строить как продолжение единственного уже возведенного участка Четвертого транспортного кольца (ЧТК). Длина магистрали составит 29 км.

Трасса соединит крупные автомобильные магистрали северо-восточной части Москвы: Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе.

Хорда пройдет от платной дороги Москва – Санкт-Петербург с западной стороны Октябрьской железной дороги, вдоль Малого кольца МЖД до новой развязки на МКАД на пересечении с магистралью Вешняки – Люберцы.

Новая дорога создаст диагональную связь между севером, востоком и юго-востоком столицы, снизит транспортную загруженность ряда вылетных магистралей, центральную часть города, МКАД и ТТК в восточном секторе города. Кроме того, с помощью Северо-Восточной хорды станет возможным обеспечить транспортное обслуживание реорганизуемых промзон, таких как заводы НИИграфит, ЖБИ и др., расположенные на территориях Восточного и Юго-Восточного округов города. В результате строительства будет организовано бессветофорное движение транспорта благодаря строительству участка от МКАД до Открытого шоссе, что сократит среднее время поездки более чем на 15%, позволит разгрузить МКАД на 20–25% и перераспределить транспортные потоки ТТК, Щелковского шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанского и Волгоградского проспектов.

Также строительство хорды принесет и экологический эффект: примерно на 10% снизится уровень загрязнения воздушного бассейна в зоне жилой застройки районов Богородский, Сокольники, Басманный. Жители этих районов получат акустический комфорт – из-за уменьшения количества автомобилей, стоящих в пробках на узких улицах районов и дополнительные въезды-выезды из города на федеральные автомобильные дороги, а именно «Москва – Ногинск – Казань», «Москва – Санкт-Петербург» и МКАД.

Наконец, третий крупный проект в области дорожного строительства, реализуемый сегодня в Москве, – это Южная рокада. Эта трасса длиной 40 км пройдет от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне. Южная рокада соединит между собой крупные автомобильные магистрали города – МКАД, Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую улицу. Новая трасса станет дублером МКАД и ТТК и уменьшит перепробег транспорта.

Южная рокада от Балаклавского проспекта пройдет под новой эстакадой на Варшавском шоссе, через путепровод пересечет железнодорожные пути, по мосту проедет реку Чертановку и соединится с Кантемировской улицей в районе Пролетарского проспекта. Далее через тоннель водители смогут выехать на улицу Борисовские Пруды в сторону микрорайона Марьино. Рокада в дальнейшем пройдет по улице Верхние Поля, откуда транспорт направится в сторону МКАД через Капотню.

Магистраль строится в два этапа. Первый этап уже готов. В настоящий момент уже закончена реконструкция участка от Рублевского шоссе до Балаклавского проспекта. Здесь было построено 19,7 км дорог, две эстакады – на пересечении Мичуринского проспекта с ул. Лобачевского и на пересечении Рублевского шоссе с ул. Маршала Тимошенко и Осенним бульваром. Для пешеходов построили семь подземных и один надземный переход.

Сейчас ведется активное строительство второго этапа хорды. Он подразумевает возведение трассы от Балаклавского до Пролетарского проспектов. Участок пройдет по территории промзоны, пересечет Павелецкое направление Московской железной дороги и реку Чертановка и выйдет на Пролетарский проспект в створе Кантемировской улицы.

МКАД важен всегда

Не оставляют власти своим вниманием и МКАД. Это самая широкополосная магистраль Москвы, где нет перекрестков со светофорами и наземных пешеходных переходов. Водители могут развивать здесь скорость до 100 км/ч, но зачастую стоят в многокилометровых пробках.

Дорога была построена вокруг Москвы в 1960-х и совпадала с границей города. В середине 1990-х магистраль реконструировали, расширив до десяти полос, установив освещение, барьерное ограждение, соорудив внеуличные переходы и клеверные развязки на пересечении с вылетными магистралями.

В нулевых территории вокруг МКАД активно застраивались.  Здесь появились десятки гипермаркетов, торгово-развлекательные центры и рынки. Из транзитной магистрали кольцевая автодорога превратилась в торговую улицу.

Автомобилисты все чаще выбирают пути объезда, чтобы не попасть в многочасовые пробки на МКАД. Решить проблему поможет реконструкция трассы, которая условно разделена на два этапа.

Первый этап реконструкции МКАД – замена нерезультативных «клеверных» развязок на пересечении с вылетными магистралями – завершен. На месте 14 устаревших развязок уже появились современные направленные съезды – эстакады и тоннели, которые более эффективно справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков.

В рамках второго этапа реконструкции МКАД Стройкомплекс Москвы подготовил проекты планировок на весь периметр трассы. Эти градостроительные планы предусматривают строительство переходно-скоростных полос, расширение проезжей части, реконструкцию развязок на пересечении с магистральными улицами и улицами районного значения.

Всего в рамках второго этапа реконструкции МКАД предполагается построить примерно 100 км новых разгонных полос, а также 200 км различных съездов, в том числе эстакад и тоннелей.

Ко Дню города строители сдали в эксплуатацию развязку МКАД и Профсоюзной улицы. Кроме того, был реконструирован МКАД от 42-го до 39-го км, проведено расширение Калужского шоссе до четырех полос движения в каждом направлении, построен подземный автодорожный тоннель для съезда с внутренней стороны МКАД на Калужское шоссе в область длиной 970 м.

Также построена левоповоротная эстакада для движения автотранспорта с Калужского шоссе на внутреннюю сторону МКАД и эстакада для разворота автотранспорта с внешней стороны МКАД на внутреннюю сторону кольцевой автодороги. Еще две эстакады-дублеры возведут через Калужское шоссе и Профсоюзную улицу.

Для общественного транспорта обустроили заездные «карманы», установили декоративные ограждения, построили очистные сооружения и трансформаторную подстанцию. Вдоль территории торговых центров реконструирован боковой проезд с ликвидацией кругового движения на территории торговых центров и возможности заезда с Калужского шоссе.

– В ходе реконструкции были разделены транзитные и поворотные потоки машин. Для этого возвели четыре эстакады и левоповоротный тоннель длиной 1263 м. По нему водители, которые едут в сторону области, с внутренней стороны МКАД уходят на Калужское шоссе, – рассказал заместитель руководителя Департамента строительства Петр Аксенов.

До конца года начнутся работы по реконструкции развязки на пересечении МКАД и Липецкой улицы. В рамках этих работ будут обновлены существующие съезды, а также построены два тоннеля и три эстакады.

Также в этом году строители приступят к реконструкции проблемного участка на пересечении МКАД и Бесединского шоссе. Существующая там развязка была создана, когда не было еще жилой застройки в конце Люблинской улицы, она предназначалась для небольшого количества транспорта. Объект построен по типу «неполный клеверный лист», после чего автомобилисты упираются в круговое движение в районе деревни Беседы. На этой развязке пробки образуются практически в любое время суток и при любой погоде.

В ходе реконструкции планируется обустроить переходно-скоростные полосы вдоль МКАД и реконструировать существующий путепровод через МКАД протяженностью 86,5 м. Также проектом предусмотрено строительство направленной эстакады с внешней стороны МКАД и эстакады к ТЦ «Южные ворота», установка шумозащитных экранов и строительство направленных и боковых проездов протяженностью 4,5 км.

Для удобства пешеходов от торгового комплекса «Южные ворота» к деревне Беседы построят надземный переход.

По словам Петра Аксенова, сейчас проектируется развязка на пересечении МКАД и улицы Верхние Поля. Реконструкция начнется в 2018 г.

– Как ранее сообщал Мэр Сергей Собянин, расходы на проектирование и реконструкцию участков МКАД включены в Адресную инвестиционную программу столицы. Цель комплексной реконструкции МКАД – увеличение пропускной способности и повышение безопасности движения по этой важнейшей для Москвы магистрали, – пояснил первый замруководителя департамента.

Магистрали полетят

Несмотря на то что реконструкция основных вылетных магистралей уже закончена, на отдельных участках еще ведутся работы. В первую очередь это касается Калужского шоссе, которое является главной магистралью Новой Москвы. До начала реконструкции здесь было по две полосы для движения в каждую сторону, автодорога не отвечала требованиям безопасности и комфорта. После реконструкции это будет 4–5-полосная магистраль с выделенными полосами для общественного транспорта, тоннелями, эстакадами и мостами. Пропускная способность трассы увеличится в 2,5 раза. Реконструкция этой магистрали ведется поэтапно. В сентябре 2016 г. было открыто движение по реконструированному Калужскому шоссе от МКАД до поворота на Коммунарку, в мае 2017-го запущено движение по обходу деревни Сосенки.

Сейчас продолжаются работы второго этапа реконструкции магистрали – от деревни Сосенки до 49-го километра Калужского шоссе. На втором этапе будет построено и реконструировано 27 км дорог. Здесь построят пять эстакад, два моста через реку Десну и Пахру, восемь надземных и три подземных пешеходных перехода. Второй этап реконструкции планируется завершить в 2018 г.

На пересечении Калужского шоссе с Центральной кольцевой автодорогой (ЦКАД) появится развязка. Она увеличит пропускную способность шоссе и перераспределит транспортные потоки по этим магистралям.

Но не всегда реконструкция проходила гладко. Так, Щелковскому шоссе не повезло с подрядчиком, который сорвал сроки строительства. В результате работы по его реконструкции сильно затянулись. Власти города вмешались, и сейчас работы ведутся довольно активно. Цель реконструкции – снизить загруженность магистрали и создать комфортные условия для движения общественного транспорта.

Для этого на Щелковском шоссе уже построили развязку – эстакаду на пересечении с 9-й Парковой и Уральской улицами, вдоль эстакады сооружены трехполосные боковые проезды, а в подэстакадном пространстве – развороты. Это позволяет водителям проехать перекресток без задержек или съехать на прилегающие улицы, не мешая основному потоку автомобилей.

Проезжая часть Щелковского шоссе на участке от Нижней Красносельской улицы до МКАД расширена до 3–4 полос в каждом направлении движения. Вдоль шоссе построены боковые проезды. Они предназначены для обслуживания прилегающих территорий: автомобилисты смогут перемещаться по району, не выезжая на основную трассу.

Для общественного транспорта на Щелковском шоссе обустроили 33 заездных кармана на остановках наземного общественного транспорта. Заезжая на остановку в «карман», автобусы не мешают общему потоку транспорта. Заездные карманы увеличивают безопасность пассажиров, ожидающих транспорт на большем расстоянии от оживленных магистралей. Также для удобства и безопасности пешеходов на Щелковском шоссе построили три новых подземных перехода.

Не менее важной для города станет новая трасса Солнцево – Бутово – Видное, которая станет магистральной улицей общегородского значения. Она обеспечит движение транспорта в юго-западном секторе города параллельно МКАД, соединив между собой два района столицы и подмосковный город Видное. Новая дорога позволит перераспределить потоки машин и снять часть транспортной нагрузки с радиальных шоссе на подъезде к МКАД.

Строительство трассы Солнцево – Бутово – Видное ведется
поэтапно. В активной фазе находятся работы на 6–8-полосном участке между Киевским и Калужским шоссе (7,95 км).

На втором этапе работ планируется построить 6–8-полосную дорогу от Калужского шоссе до границы Юго-Западного округа Москвы длиной 9 км. Проектирование этого участка трассы началось в 2016 г., а работы начнутся до конца 2017 г.

– До конца года планируем начать работы по продлению магистрали Солнцево – Бутово – Видное от Калужского шоссе до улицы Поляны. Параллельно будем строить и открытый участок Сокольнической линии Московского метрополитена от станции «Саларьево» до станции «Столбово», – говорит руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев.

По проекту предстоит построить участок от Калужского шоссе до ТПУ «Столбово». Завершить работы планируется к концу 2018 г.

По новой дороге автомобилисты Новой Москвы смогут добираться от одной вылетной магистрали к другой, не выезжая на МКАД. Это значительно разгрузит трассы на подъезде к кольцевой автодороге. Еще один несомненный плюс – распределение пассажиропотока в метро, ведь по дороге Солнцево – Бутово – Видное можно будет с комфортом подъехать к четырем линиям столичной подземки: Сокольнической, Бутовской, строящейся Калининско-Солнцевской и проектируемой линии «Улица Новаторов – Столбово (Коммунарка)», которая протянется от Третьего пересадочного контура в Новую Москву.

Новая трасса также обеспечит хорошую транспортную доступность административно-делового центра в Коммунарке и других перспективных районов Новой Москвы.


Назад в раздел