ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Уличная торговля прирастает новыми форматами. В Москве открылись кафе шириной в полметра и выносные прилавки с овощами


С наступлением лета оживились улицы, парки и общественные пространства столицы. На тротуарах появились бистро, ярмарки, началась торговля с лотков и тележек. В этом сезоне отрасль уличной торговли и уличного общепита работает с целым рядом нововведений. Например, открылись бары и кафе на свежем воздухе на подоконниках стационарных заведений общественного питания, а мобильные кофейни на колесах теперь работают по единому стандарту. Магазины получили возможность выставлять на улицу прилавки с овощами. А череду столичных тематических ярмарочных фестивалей разбили по временам года и присвоили этому круглогодичному нон-стоп марафону название «Московские сезоны». Об этом рассказал глава Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк.

Кризис изменил лицо столичного общепита

 По словам Алексея Алексеевича, столичная отрасль общественного питания уже успешно преодолела последствия кризиса. За первое полугодие столичная сеть общепита пополнилась 250 новыми заведениями. Всего же на сегодняшний день в столице работает свыше 11 тыс. предприятий общественного питания различного формата. Москвичи привыкли питаться вне дома и даже в разгар кризиса не стали отказываться от этой привычки. От кризиса практически не пострадали средние по ценовым предложениям кафе и рестораны – число посетителей и размер среднего чека в них остается на прежнем уровне. Практически не затронул кризис и сети быстрого питания.

За счет кризиса общественное питание в столице стало более демократичным на окраинах, в спальных районах, где прежде негде было перекусить. Здесь появилось много фастфудов: фудтраков, пиццерий. При этом, как и мелкорозничная торговля, доступный и демократичный сектор общепита очищается от нецивилизованных и устаревших форм ведения бизнеса. Так, по словам Алексея Немерюка, до конца года должны будут закрыться все уличные ларьки с шаурмой. Отметим, что город не принимает против них каких-либо особых репрессивных мер, просто, когда у них истекает срок аренды, договора с арендаторами не продлеваются.

– К самому блюду, пришедшему к нам из ливанской кухни, у городских властей претензий нет, – отметил глава столичного Департамента торговли и услуг. – Его и дальше можно отведать во множестве стационарных предприятий, расположенных в фудкортах торговых комплексов или в стационарных заведениях на первых этажах зданий.

Еще одна новинка нынешнего сезона – единые правила работы для автокофеен. Такие легковушки с кузовом «комби» и кофемашиной в кунге все чаще по утрам появляются на улицах столицы, предлагая взбодриться горячим кофе спешащим на работу москвичам. В настоящий момент общие требования к таким торговым точкам формулируют Правительство Москвы и федеральное Министерство промышленности и торговли.

Документ планируется полностью утвердить к октябрю этого года. Разработчикам предстоит четко прописать: на каких автомобилях могут работать продавцы, с каким оборудованием, поодиночке или вместе, где именно. Департамент торговли и услуг готов поддержать новый вид бизнеса и четко регламентировать правила его работы. Сейчас в столице работают около 50 автокофеен. Пока же власти разрешили автокофейням работать в городских парках – по согласованию с их администрациями. Это даст какие-то гарантии качества: в парк пустят только тех, у кого есть все необходимые сертификаты качества – на молоко, кофе и какао.

С наступлением теплого сезона число точек общепита резко выросло: начали работать летние кафе, веранды бистро при стационарных заведениях общепита. Их в столице нынешним летом открылось более двух тысяч. Примерно половина из них приходится на исторический центр столицы. За последний год число подобных заведений выросло на четверть, а по сравнению с 2010 годом их количество увеличилось в полтора раза.

Летнее кафе на подоконнике

Этим летом также прибавилось количество кафеен, работающих на свежем воздухе. Это происходит благодаря тому, что городские власти позволили открывать точки общепита нового формата – компактные сезонные кафе. Стандарты этих заведений сотрудники Департамента торговли и услуг и Москомархитектуры разработали по итогам консультаций с экспертами Федерации рестораторов и отельеров.

Эти кафе могут непосредственно прилегать к стене здания или располагаться на фасадной части между выступающими архитектурными элементами. По сути, речь идет о возможности поставить несколько столиков и стульев либо непосредственно у стены здания, либо на подоконниках в открытых окнах и витринах. Подобный формат компактного кафе особенно востребован ресторанами, рядом с которыми невозможно разместить полноценную летнюю веранду. В связи с действующими в столице ограничениями на разрешенное расстояние от конца летней веранды до начала дорожного полотна многие заведения в центре города прежде не могли ставить столики на улицы.

Напомним, что летние кафе в этом году в Москве было разрешено открывать еще весной. А вот закончить свою работу они должны не позднее 31 октября. Кафе, которые располагаются на достаточно просторных тротуарах, также должны следовать определенным правилам. Они были разработаны Москомархитектурой в предыдущие годы. Сезонные веранды нельзя ставить ближе, чем за 25 м от входов в метро, а также запрещается монтировать веранды вокруг деревьев и кустарников.

Все уличные кафе должны быть выполнены в едином архитектурно-художественном ансамбле со зданием, рядом с которым они находятся. Зонтики и маркизы должны быть не выше первого этажа. Запрещено использование шатровых конструкций.

Магазины смогут обзавестись уличными прилавками

Стационарным продуктовым магазинам также разрешили теперь делать уличные развалы перед витриной на улице. На них можно выносить прилавки с овощами и фруктами, а также с цветами, холодильники с мороженым и некоторой другой продовольственной, а также сувенирной продукцией. Эта мера позволит оживить торговлю в летние месяцы 13 тыс. продовольственных и 1,5 тыс. цветочных магазинов столицы. Правительство Москвы уже утвердило регламент их работы. В соответствии с ним объекты выносной торговли могут располагаться не далее 5 м от здания магазина, только на асфальте, но не на газонах. Не допускается размещение таких объектов в местах, где они могут создать неудобства для граждан или помешать работе городских служб.

Архитектурные решения «торговых веранд» должны быть утверждены Москомархитектурой. Для создания нестационарного объекта выносной торговли владелец магазина должен обратиться с заявлением о его включении в общегородскую схему размещения нестационарных торговых объектов.

Магазины смогут размещать как лотки, так и шале, бочки с разливными напитками, развалы до 1 октября – для реализации овощей и фруктов, мороженого, хлеба, напитков; с 1 августа по 1 октября – для продажи бахчевых. Плата за использование городской территории при этом взиматься не будет.

Продовольственная безопасность Москвы

Российская столица является крупнейшим потребителем продовольствия в стране – городу требуется 33 тыс. т продуктов в сутки. С усложнением международной обстановки, введением санкций на ввоз продовольствия из ряда стран, проводящих в отношении России недружественную политику, столичным торговым предприятиям пришлось переориентироваться на отечественные продукты питания и искать новых поставщиков в дружественных России странах, которые прежде не были представлены на московском рынке.

Например, недавно в Москву поступила первая крупная партия продуктов из Сирии – 2,5 тыс. т овощей и фруктов. 107 контейнеров апельсинов, мандаринов, лимонов, гранатов, томатов и перцев. Углубляется сотрудничество в этой сфере и с другими регионами. Сама себя Москва обеспечить продовольствием не может. Несмотря на то что на территории Новой Москвы имеются крупные агропредприятия, принадлежащие городу, они дают всего 2% потребляемого городом продовольствия, остальное приходится завозить.

Продовольствие в Москву завозится из более чем 50 регионов Российской Федерации, уточнил Алексей Немерюк. Также пополняют продуктовые запасы мегаполиса и свыше 100 зарубежных стран. Так, из дружественных иностранных государств к нам привозят примерно 50% фруктов, около трети от всех реализуемых овощей и бахчевых, около 30% от общего объема рыбы, 17% мяса и мясопродуктов. В город налажены регулярные поставки яблок из Сербии. Правительством Москвы заключены договоры с Арменией и Узбекистаном о поставках свежих овощей и фруктов.

«Московские сезоны»: фестиваль за фестивалем

Приобрести свежие продукты на улицах Москвы можно не только в палатках, выносных лотках и на повседневных ярмарках выходного дня и региональных ярмарках, но и на особых мероприятиях – тематических праздничных ярмарках и ярмарочных фестивалях. Такие мероприятия отличаются особым художественным оформлением и яркой и запоминающейся культурной программой.

Начиная с этого года тематические ярмарки, праздничные и тематические фестивали объединили в единый цикл, получивший название «Московские сезоны».

В этом году «Московские сезоны» включают в себя в общей сложности 17 крупных городских фестивалей и 41 тематическую ярмарку, разбитые по временам года.

С 15 по 31 июля в столице пройдет традиционный фестиваль варенья «Московское лето», а за ним в августе – с 5-го по 19-е – последует новинка – впервые проводящийся летний праздник урожая «Дары природы», посвященный свежим фруктам и овощам. Завершатся летние тематические уличные торговые мероприятия традиционными школьными базарами, которые в этом году пройдут в период с 24 по 31 августа под общим девизом «Снова в школу». Осенью москвичей ожидает уличный фестиваль, посвященный истории отечественного кинематографа «Московское кино», который пройдет с 4 по 18 сентября, а вслед за ним состоится еще один праздник урожая – уже хорошо знакомый москвичам фестиваль «Московская осень». В этом году он проводится с 19 сентября по 9 октября. На зиму приходятся уже полюбившийся горожанам и гостям столицы новогодний фестиваль «Путешествие в Рождество» – с 16 декабря по 12 февраля будущего года – и проводы зимы на фестивале «Московская масленица» – с 17 по 26 февраля.


Назад в раздел