ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Можно ли в ходе осуществления закупки ввести в состав комиссии нового члена?

Допускается ли не замена, а введение в состав комиссии новых членов после начала проведения закупки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей пози­ции: введение в состав комиссии по осуществлению закупки новых членов после начала проведения закупки не противо­речит требованиям закона.

Обоснование позиции

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного контрагента, заказ­чик создает комиссию по осуществлению закупок.

Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

А ч. 3 ст. 39 предусматривает, что заказчиком могут созда­ваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе пред­ложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Эта норма устанавливает минималь­ное число членов комиссии: для конкурсной, аукционной или единой комиссии оно составляет пять человек, для коти­ровочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложе­ний — три человека. Максимальным пределом число членов комиссии закон не ограничивает.

К тому же ч. 7 ст. 39 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

Из ряда разъяснений контролирующих органов следует, что вопросы формирования комиссии относятся к ком­петенции заказчика. Так, в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 № Д28и-2742 отмечается, что заказчик самостоятельно своим приказом создает комиссию и утверж­дает положение о комиссии по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в котором указывает цели соз­дания и принципы работы комиссии, а также ее функции, порядок создания и работы в соответствии с выбранным видом создаваемой комиссии. В п. 1 письма Федерального казначейства от 25.03.2014 № 42-7.4-05/9.3-191 обращается внимание на то, что Закон № 44-ФЗ допускает создание как единой комиссии по осуществлению закупок, так и кон­курсных, аукционных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений перед проведением каждой закупки.

Вопросы включения в состав комиссии новых членов (увеличения количественного состава комиссии) Законом № 44-ФЗ не регламентируются. На наш взгляд, указание ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ на необходимость принятия заказчиком решения о создании комиссии с определением ее состава до начала проведения закупки означает лишь то, что комиссия не должна создаваться после начала осущест­вления закупочных процедур, что, очевидно, обусловлено выполнением комиссией функций по проверке соответствия участников закупки установленным требованиям (ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Однако из положений ст. 39 Закона № 44-ФЗ не следует, что количество членов комиссии может быть определено только до начала проведения закупки и в дальнейшем должно оставаться неизменным. Как мы уже отметили, названный закон ограничивает только мини­мальное количество членов комиссии и не исключает воз­можности увеличения заказчиком однажды определенного состава комиссии. Учитывая, что заказчик не лишен права сформировать единую комиссию по осуществлению заку­пок, действующую на постоянной основе, представляется нелогичным и не вытекающим из целей осуществления закупок и принципов контрактной системы в сфере закупок (ст. 6, 13 Закона № 44-ФЗ) запрет на увеличение ее коли­чественного состава после единожды принятого решения о создании такой комиссии.

Поэтому, с нашей точки зрения, правило ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ нельзя понимать как ограничивающее возможность увеличения числа членов комиссии по осуществлению заку­пок решением заказчика после начала проведения закупки. Можно также отметить, что такое увеличение не нарушает права и законные интересы участника закупки, поскольку ранее принятые комиссией решения в связи с этим не пере­сматриваются.

Подчеркнем, что изложенное является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и судебной практи­ки по этому вопросу мы не обнаружили. За письменными разъяснениями заинтересованное лицо вправе обратиться в ФАС России (подп. 5.3.1.12 п. 5.3 п. 5, п. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Павел Ерин и Алексей Александров, эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел