ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Учитываются ли закупки у СМСП за 2016 год для организации, разместившей положение о закупках, при расчете объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, соблюдение которого позволяет ей в 2017 году руководствоваться законом № 223-ФЗ?

При невыполнении требования по объемам закупок у субъек­тов малого и среднего предпринимательства (18% — общий объем закупок; 10% — закупки только среди субъектов мало­го и среднего предпринимательства), организации придется работать по Закону № 44-ФЗ вместо Закона № 223-ФЗ. ООО подпадает под действие Закона № 223-ФЗ, а в связи с тем что участник ООО — банк (ПАО), то ООО подпадает и под действие Закона № 44-ФЗ. Учитываются ли для целей применения ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в 2017 году закупки, осуществляемые у субъектов малого и среднего предпринима­тельства в 2016 году? Данная норма в указанных в ней случаях обязывает осуществлять в соответствии с Законом № 44-ФЗ все закупки или только закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства?

Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, а также, в частности, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов. Соответствующие особенности и годовой объем предусмотрены положением, утвержденным постанов­лением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

Согласно ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 года (подп. «в» п. 3 ст. 42, ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ), в ряде случаев, в том числе в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у СМСП в течение календарного года в объеме, уста­новленном положением, положение о закупке такого заказ­чика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

На сегодняшний день отсутствуют какие-либо официаль­ные разъяснения либо правоприменительная практика, каса­ющиеся указанной нормы. Поэтому в рамках данной консуль­тации можно высказать исключительно экспертное мнение по заданным вопросам.

Ни ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ни иные положения законодательства не устанавливают, что предусмотренные приведенной нормой последствия не применяются в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить в уста­новленном объеме закупки у СМСП в течение 2016 года, либо применяются лишь с 1 февраля 2018 года. Следовательно, недостижение заказчиком необходимого объема закупок у СМСП по итогам 2016 года будет являться основанием для применения ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Как видно из этой нормы, в указанных в ней случаях положение о закупке заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным. Положения Закона № 223-ФЗ не предусматривают случаев, когда указанные в ч. 2 ст. 1 этого закона лица (заказчики) могут осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ в отсутствие размещенного в Единой информационной систе­ме положения о закупке. Напротив, отсутствие такого поло­жения при любых закупках влечет необходимость приме­нения правил, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (см., в частности, ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ). Именно в этом кон­тексте, как представляется, должно пониматься и включенное в ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ указание на то, что заказчики, чьи положения о закупке считаются неразмещенными в ЕИС, при закупке руководствуются правилами Закона № 44-ФЗ. По смыслу приведенной нормы соответствующие правила должны применяться ко всем закупкам таких заказчиков, а не только к тем, которые осуществляются ими у СМСП.

Алексей Александров и Татьяна Чашина, эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел